Производители судов на воздушной подушке

Главная  »  Статьи  »  Производители судов на воздушной подушке
27.07.2017
Принцип воздушной подушки известен достаточно давно: идею еще в 1716 году выдвинул шведский ученый Эммануил Сведенборг.  Он описал судно, под которое нагнетался воздух при помощи устройств, похожих на весла. Их приводил в действие капитан. Давление под днищем должно было приподнять судно над поверхностью воды. Идея не была реализована, так как работа на аппарате требовала слишком больших усилий.

На протяжении многих лет изобретателям из разных стран не давала покоя идея, которая заключалась в возможности перемещения судов посредством нагнетания воздуха под днище.

Так, в конце -80х годов XX века шведский ученый Густав Лаваль вел разработки катера, сила трения о воду в котором минимизировалась за счет подачи сжатого воздуха через отверстия в носовой части судна. Первый опытный образец в ходе испытаний не оправдал ожиданий разработчика, не развив предполагаемой скорости. Однако Лаваль свои изыскания  не прекратил и работал над созданием второго, более мощного, катера. Проект финансировал А. Нобель, однако судно так и  не увидело свет в связи со смертью последнего.

В 1909 году шведским инженером Хансом Диненсоном был разработан проект судна на воздушной подушке с гибкими скегами, которые удерживали бы воздушную подушку. А в 1916 году австрийский инженер Дагобер Мюллер фон Томахмул построил торпедный катер на воздушной подушке со скегами. Именно он считается первым успешным воплощением на практике идеи СВП.

Большую работу по развитию технологии воздушной подушки провели русские ученые. Среди них был и Константин Циолковский. Принципы движения аппаратов на воздушной подушке он изложил в своей статье «Трение и сопротивление воздуха» в 1926 году.

Значимо в истории СВП имя профессора Новочеркасского авиационного института Владимира Левкова. Первые отечественные суда на воздушной подушке были построены под его руководством в 30-е годы XX века. За 5 лет он создал порядка полутора десятков разноплановых судов для военного применения. Все они были уничтожены во время Великой Отечественной войны.

В 1955 году британец Кристофер Кокерелл подал заявку на патент схемы судна на воздушной подушке принципиально новой конструкции, которую назвал «hovercraft», то есть «парящий аппарат». Первое такое судно было построено в 1959 году и получило название SR-№1. Всего через несколько недель после окончания работ SR-№1 пересек Ла-Манш. Несмотря на ряд недоработок, целесообразность проектирования и строительства подобного рода судов была доказана. Сегодня все коммерческие и военные СВП  в мире основаны на этой конструкции.

В 60-е годы XX века на Горьковском заводе «Красное Сормово» велась активная работа по проектированию амфибийных СВП, в числе которых был знаменитый «Сормович». В работе над опытным образцом принимал участие известный советский конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев. Несмотря на то, что основной его специализацией  были суда на подводных крыльях, в истории СВП он также оставил заметный след, во многом определив славу Горького (ныне Нижнего Новгорода) как города судостроителей. Сегодня здесь сосредоточены профильные компании, которые и по сей день реализуют в работе наследие великого инженера.

Время показало успех технологии и рентабельность использования СВП. Совокупность преимуществ судов на воздушной подушке перед водоизмещающими и набор уникальных для транспортного средства свойств способствовали успешной эксплуатации парящих судов и их распространению по мировым водоемам. Спрос, как известно, рождает предложение, поэтому недостатка в производителях судов на воздушной подушке в мире не наблюдается. Географические особенности и климатические условия объясняют потребность в амфибийной технике. Так, например, Российские природные реалии и богатое инженерное наследие, кажется, сами определили активное развитие и распространение СВП-производства в стране. Конструкции, отвечающие требованиям эргономики, безопасности и удобства, ощутимо выгодные по сравнению с импортными аналогами цены объясняют популярность российских катеров на воздушной подушке на мировом рынке. Тем более, что прогресс не стоит на месте и для того, чтобы удовлетворять потребности самых взыскательных клиентов, у специалистов, производящих СВП есть целый арсенал средств: базовым исполнением мало кого можно удивить, поэтому заказчикам предлагают разнообразие модификаций той или иной модели, оригинальное оформление экстерьера и планировку салона, варианты внутренней «начинки», отвечающей за производительность катера и его ходовые характеристики.