Типы судов на воздушной подушке

Главная  »  Статьи  »  Типы судов на воздушной подушке
10.07.2017
При широчайшем ассортименте СВП, представленном на рынке, разнообразии модификаций судов и набору тех функций, которые им под силу, может сложиться впечатление, что выбор катера на воздушной подушке – процесс долгий и трудоемкий. Спешим вас успокоить: для того, чтобы сформировать общее представление об основных характеристиках и принципах работы «парящего судна» достаточно изучить ряд основных понятий, которые будут универсальны для всех судов обозначенного класса и помогут понять их суть.

Судно на воздушной подушке (СВП) - транспортное средство, сила поддержания которого формируется слоем сжатого воздуха, создаваемого под корпусом судна или под его несущими поверхностями с помощью специальных нагнетателей.

Принципы работы

Принимая во внимание способы создания, выделяют статистическую и динамическую воздушные подушки. Первый тип создается вентилятором, второй – за счет повышения давления при движении судна вблизи опорной поверхности.

По схеме образования воздушная подушка может быть:

  • камерной;
  • скеговой;
  • сопловой;
  • щелевой;
  • крыльевой или динамической.

Камерный – наиболее простой способ образования воздушной подушки. Воздух нагнетается вентилятором и свободно вытекает по периметру куполообразного днища. Судно поднимается тем выше, чем больше подача воздуха.

В судах скегового типа по бортам подушки размещены скеги – ограждения, которые уменьшают расход воздуха при движении СВП.

При большой высоте подъема судна более экономичен сопловой способ образования воздушной подушки. Суть его состоит в том, что воздух, который нагнетает вентилятор, подается через сопла, расположенные по краям днища и наклоненные внутрь. Воздух движется в виде кольцевой струи по периметру днища и поддерживает под ним высокое статическое давление.

Воздушная подушка при щелевой схеме образования создается в тонкой полости, расположенной между периферийной частью днища и опорной поверхностью. Воздух из нее вытекает во все стороны. Повышенное давление в воздушной подушке поддерживается в результате относительного движения поверхностей и вязкости проходящего через щель воздуха.

Применение крыльевого способа распространено для летательных аппаратов. При использовании данной схемы воздушная подушка образуется из-за повышенного давления воздуха под крылом.

Для тех, кто выбирает катер, важно обратить внимание на конструкцию воздушной подушки. От этого фактора во многом будут зависеть возможность использования судна на той или иной поверхности, расход топлива, ходовые качества и доступность ремонтных работ. В своей эволюции суда на воздушной подушке прошли несколько этапов, в ходе которых оптимизировались их основные свойства и параметры. Результатами этих изменений стали современные СВП, сочетающие в себе легкость хода, маневренность, привлекательные скоростные характеристики, универсальность в использовании на различных типах поверхностей. Совокупность этих опций во многом обеспечивает наличие гибкого ограждения воздушной подушки. Именно благодаря ему современные амфибийные суда могут полностью приподниматься над поверхностью, по которой они перемещаются, преодолевая препятствия на пути, и удерживать внутри большое количество воздушных масс. Развитие технологий, используемых при производстве СВП, привело к тому, что суда, несмотря на сложность конструкции, стали более мобильными, а их эксплуатация, в том числе ремонт в полевых условиях, более комфортной.